Положение о дистанционном обучении

1

Ешартыш
шинчымашым пуышо
«Йошкар-Оласе 4-шо №-ан
сымыктыш школ»
муниципал бюджет тӧнеж

Муниципальное
бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №4
г.Йошкар-Олы»

УТВЕРЖДЕНО:
приказом МБУДО
«ДШИ № 4 г. Йошкар-Олы»
от 06.04.2020 № 26

ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении дистанционного обучения
в МБУДО «Детская школа искусств № 4 г. Йошкар-Олы»
1. Общие положения.
Настоящее Положение об осуществлении дистанционного обучения в
МБУДО «Детская школа искусств № 4 г. Йошкар-Олы» (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст.
1137),
Порядком
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226), постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным
машинам и организации работы", а также Методическими рекомендациями
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных

2

образовательных технологий, направленных письмом Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04.
Положение
разработано
в
целях
обеспечения
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
и
дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение
направлено
на
организационно-методическое,
материально-техническое, организационно-педагогическое обеспечение
дистанционного обучения в МБУДО «Детская школа искусств № 4 г.
Йошкар-Олы» (далее – школа).
Для целей реализации настоящего Положения применяются
следующие основные понятия:
электронное обучение – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Под
дистанционным
обучением
понимается
реализация
дополнительных
предпрофессиональных
и
дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств
(далее – образовательные программы) с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Применение дистанционного обучения позволяет школе расширить
свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в
различных условиях, в том числе при изменении режимов работы школы (по
климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в
обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период
каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных
траекторий обучения детей.
В периоды особых режимных условий школа обеспечивает переход
учащихся на дистанционное обучение.
Видами использования дистанционного обучения являются:

3

реализация образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий с помощью Skype, Zoom, WhatsApp, Viber, видео и аудио
рассылки, рассылки заданий по электронной почте и социальным сетям и др.;
реализация образовательных программ или их частей с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как
вспомогательных средств обучения.
По решению школы реализация образовательных программ может
осуществляться путем смешанных форм обучения.
При реализации образовательных программ или их частей с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий школа:
создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной
среды
(платформы),
обеспечивающей
освоение
обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется школой самостоятельно, и контроль соблюдения
установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка
результатов обучения.
2.
Организационно-методическое обеспечение
дистанционного обучения.
Переход на дистанционное обучение устанавливается приказом
директора школы.
Школа, обеспечивая дистанционное обучение:
составляет план заданий на каждый учебный день в соответствии с
учебным планом по каждому учебному предмету;
информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением дистанционного
обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам,
проведения консультаций;
организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.
Школа размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» информацию о дистанционном
обучении.
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения

4

подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя
(законного представителя).
При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
школа обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие
программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения
календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной
аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн
конференция, вебинар и другие), использования технических средств
обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн
конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы
проведения занятий по соответствующим учебным предметам.
Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным,
учебно-методическим
материалом,
позволяющим
осуществить
педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с
реализуемыми образовательным программами.
3. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий детская
школа искусств обеспечивает доступ обучающихся к электронной
информационной
образовательной
среде,
представляющей
собой
совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и
достаточных для организации опосредованного (на расстоянии)
взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой.
Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе
электронных ресурсов – платформы Скайп и других1. Для осуществления
бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым
действиям участников дистанционного обучения.
Организация
дистанционного
обучения
обеспечивается
соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности
отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об
обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в
индивидуальном порядке.

1

Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется школой самостоятельно.

5

4. Организационно-педагогическое обеспечение
дистанционного обучения
При переходе на дистанционное обучение с педагогическими
работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым
договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и
обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в
условиях применения дистанционного обучения.
При переходе на дистанционное обучение школа через ответственных
лиц:
актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и
методические материалы по использованию электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
для
обучающихся,
педагогических и административных работников, ответственных за
организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению
учебных материалов,
обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся,
а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода
образовательного процесса.
Школа разрабатывает и утверждает расписание учебных занятий,
проводимых в рамках дистанционного обучения, формы отчетов
педагогических работников о проведенных занятиях, формы учета
посещаемости и успеваемости учащихся (при необходимости).
Педагогические работники:
планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного
обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и
задания;
выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых
или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного
обучения:
1. Видеоурок – урок в записи.
2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью
видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся.
3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы учащихся;
ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися
могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в
«вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до
возможностей конференции.

6

4. Организация и сопровождение самостоятельной работы
учащихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между
преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных
преподавателем учащемуся по установленным каналам связи.
5. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени.
Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео
общение преподавателя и учащегося.
6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных
доступных форматах в установленный для учащихся промежуток времени и
по установленному детской школой искусств расписанию.
7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего
(промежуточного) контроля.
При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы
обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной
работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера,
установленную постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
1-2 классы – 15 минут,
3-4 классы – 15 минут,
5-7 классы – 20 минут,
8-11 классы – 25 минут.
К другим способам использования дистанционных образовательных
технологий в школе относятся следующие:
дистанционная
поддержка
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организация самостоятельной работы учащихся в каникулярный
период, период карантина;
- организация реализации отдельных учебных предметов за пределами
осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного
обучения;
организация
занятий
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по
причинам болезни;
- реализация индивидуальных учебных планов с использованием
дистанционного обучения.

7

При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных
материалов является решающим фактором успешности реализации
образовательной программы в дистанционной форме.
Под разработкой учебных материалов понимается: использование и
корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий,
разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и
обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в
информационных базах, а также материалов, открытых для свободного
доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры.
Учебные материалы:
- разрабатываются с учетом поурочной подачи;
- разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;
- обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную
деятельность учащихся;
- позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание
выполнения заданий;
- включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы;
- разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов
передачи учебного материала от преподавателя и результатов
самостоятельной работы – от учащегося.
Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом
комплексе
является
форма
учебника,
в
структуре
которого
предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий,
вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие
данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода
дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс,
максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный
преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных
разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий,
мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно
заменить учебник.
В целях разработки учебно-методических комплексов в школе могут
создаваться временные творческие коллективы. Коллективная работа
позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в
наиболее короткие сроки. Разработанные комплексы будут успешно
применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку школы, могут стать
актуальным и полезным материалом для молодых преподавателей.

8

5. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя
и концертмейстера в период организации
дистанционного обучения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее
время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая
часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая
часть рабочего времени) 2.
В период проведения дистанционного обучения установленная
преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом:
проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся,
консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание.
В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного
обучения включается:
проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу
учебного предмета;
разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного
поурочного плана);
разработка и оформление учебного материала для самостоятельной
работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и
подбор электронных ресурсов;
оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях
организации учебного процесса;
рассылка необходимых учебных материалов;
организация самостоятельной работы учащихся;
контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение
консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга
учащихся.
В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера
может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и
обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в
том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися
музыкального материала, прием и оценивание партий.

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность"
2

9

6. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет
успеваемости и посещаемости учащихся.
Учет
часов
учебной
работы
педагогических
работников
осуществляется на основании еженедельных отчетов преподавателей по
установленной школой форме.
Расписание занятий в школе устанавливается на основании приказа
Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,
исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут3.
Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на
основе форм учебной документации, применяемой в школе. При
необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала
учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к
журналу.

3

Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от
19.03.2020 № ГД-39/04.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».