Содержание
I. Пояснительная записка
Характеристика ДПОП «Музыкальный фольклор», ее место и роль в образовательном
процессе;
Цель и задачи программы
Срок освоения программы;
Объем учебной нагрузки;
Формы и режим занятий;
II. Требования к уровню подготовки выпускников
Область деятельности выпускников;
Объекты деятельности выпускников;
Виды возможной деятельности выпускников;
III. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПОП
«Музыкальный
фольклор»
IV. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса по ДПОП «Музыкальный фольклор» образовательного процесса по ДПОП
«Музыкальный фольклор».
График образовательного процесса
Учебный план
V. Кадровое обеспечение ДПОП «Музыкальный фольклор»
VI. Ресурсное обеспечение ДПОП «Музыкальный фольклор»
VII.
Требования
и
рекомендации
к
организации
и
учебно-методическому
обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной
(итоговой) аттестации, разработка системы и критерий оценок.
VIII. Программы учебных предметов:
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01. Фольклорный ансамбль
ПО.01.УП.02. Музыкальный инструмент
ПО.02. Теория и история музыки
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Народное музыкально творчество
ПО.02.УП.03. Музыкальная литература
Вариативная часть
В.01.УП.01. Сольное пение
В.02.УП.02. Сольфеджио
В.03.УП.03. Музыкальная литература
В.04.УП.04. Фортепиано
2
I. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее – ДПОП «Музыкальный
фольклор») является системой учебно-методических документов и разработана для
МБУДО «ДШИ г. Оби» (далее – Учреждение) с учётом федеральных государственных
требований (далее – ФГТ) в части:
- требований к уровню подготовки выпускников;
- содержания и организации образовательного процесса;
-
ресурсного
обеспечения
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы;
Итоговой аттестации выпускников.
ДПОП «Музыкальный фольклор» обеспечивает преемственность основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства, сохранение единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
ДПОП «Музыкальный фольклор» учитывает возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся и направлена на выявление одарённых детей в области
музыкального искусства в раннем детском возрасте и создание условий для
художественного образования, эстетического воспитания, духовно- нравственного
развития детей. В процессе освоения ДПОП «Музыкальный фольклор» обучающиеся
приобретут необходимые знания, умения и навыки в области ансамблевого
пения, игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями. Важным моментом в процессе реализации ДПОП «Музыкальный
фольклор» является овладение духовными и культурными ценностями народов мира,
приобретение
опыта
образовательные
творческой
учреждения,
деятельности,
подготовка
реализующие
основные
к
поступлению
в
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства наиболее одаренных
детей.
Цель и задачи программы:
Цель
программы:
Методическое обеспечение реализации
ДПОП
«Музыкальный
фольклор», а также целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение ею в процессе освоения образовательной
программы (ОП) музыкально-исполнительских, теоретических знаний, умений и навыков.
3
Задачи программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
-
воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению
навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению
давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями
и
обучающимися
в
образовательном
процессе,
уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин
успеха\неуспеха
собственной
деятельности,
определению
наиболее
эффективных
способов достижения результата.
Срок освоения программы
Срок освоения ДПОП «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до
девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения ДПОП «Музыкальный фольклор» для детей,
не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, может быть увеличен на один год, т.е. 9 лет.
При приёме на обучение по ДПОП «Музыкальный фольклор».
Учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может
4
исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным
сопровождением на фортепиано.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению образовательной программы со второго по седьмой классы
включительно, имеют право на освоение ДПОП «Фортепиано» по индивидуальному
учебному плану. В выпускные классы
(восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
Объем учебной нагрузки
ДПОП «Музыкальный фольклор» состоит из предметных областей, каждая из них имеет
обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
Обязательная часть:
При реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет общий
объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2181 час, в том числе
по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Фольклорный ансамбль – 1184 часа,
УП.02.Музыкальный инструмент – 329 часов.
ПО.02 .Теория и история музыки:
УП.01. Сольфеджио – 263 часа,
УП.02. Народное музыкальное творчество – 131 час,
УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 132 часа.
При реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом
обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной
части составляет 2625 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Фольклорный ансамбль –1349 часа,
УП.02.Музыкальный инструмент – 395 часов.
ПО.02. Теория и история музыки:
УП.01. – Сольфеджио – 312,5 часа,
УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 165 часов.
Вариативная часть:
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части
ОП, получения
5
обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной
части,
предусматриваемый
школой
на
занятия
обучающихся
с
присутствием
преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных
областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в
неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на
консультации, затрат времен на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участи
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
Консультации
Реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам экзаменам творческим
конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в объеме 142 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 166
часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени
можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с
целью обеспечения самостоятельной работы на период летних каникул.
Формы и режим занятий
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом
классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации
ДПОП «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом обучения продолжительность
учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
6
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек)
Продолжительность учебных занятий
При реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» продолжительность
учебных занятий, равна одному академическому часу и составляет 45 минут.
Продолжительность учебных занятий по одному предмету в день не превышает 1,5
академических часа.
II. Требования к уровню подготовки выпускников
Область деятельности выпускников
Область деятельности выпускников по ДПОП «Музыкальный фольклор»:
музыкально-инструментальное исполнительство в учреждениях
дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях; организация и
проведении концертов и прочих сценических выступлений, участие в музыкальных
самодеятельных творческих коллективах.
Объекты деятельности выпускников
Объектами деятельности выпускников являются:
- музыкальные произведения разных эпох и стилей;
- музыкальный инструмент; творческие коллективы;
- слушатели и зрители различных концертных залов;
- самодеятельные театральные и концертные организации;
- учреждения культуры, образования.
Виды возможной деятельности выпускников
Исполнительская деятельность (репетиционно - концертная деятельность в
качестве артиста самодеятельного ансамбля, концертмейстера, солиста на различных
сценических площадках).
Деятельность в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных
учреждениях, обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования в области музыкального искусства.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
ДПОП «Музыкальный фольклор»
7
Минимум содержания ДПОП «Музыкальный фольклор» обеспечивает целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
ОП
музыкально-исполнительских
Результатом
освоения
ДПОП
и
теоретических
«Музыкальный
знаний,
умений
фольклор» является
и
навыков.
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) вокального ансамблевого:
- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах
фольклорных коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
-
умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте
музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технически трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных
произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
8
в области теории и истории музыки;
- знания музыкальной грамоты;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
музыкального искусства;
- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические
черты композиторских школ;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом
исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;
Результатом освоения ДПОП «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом
обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) вокального ансамблевого:
- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров
народной музыки;
- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей
оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей
фольклорного коллектива;
б) инструментального:
- знаний основного репертуара народного инструмента;
- знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в
соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
9
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
10
2
1
1
1
1
1
7
Музыкальный инструмент
Учебные предметы историкотеоретической подготовки:
Сольфеджио
Народное музыкальное творчество
Музыкальная литература
Вариативная часть*
(аудиторная в часах)
Сольное пение
Общий хор
Всего аудиторная нагрузка
с учетом вариативной части
ПО.01.
ПО.01. УП.01.
ПО.01. УП.02.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.
ПО.02.УП.03.
ВО.01.
ВО.01. УП.01.
В0.01.УП.02.
7
1
1
2
1
1
1
2
4
5
7
1
1
2
1
1
1
2
5
5
7
1
1
2
1
1
1
2
6
5
8
1
2
3
1
1
1
2
7
5
8
1
2
3
1
1
1
2
8
5
8
1
2
3
1
1
1
2
9
5
III
IV
V
VI
VII
Количество недель аудиторных
занятий
33
33
33
33
33
33
II
8
1
2
3
1
1
1
2
10
5
33
VIII
263
132
131
263
1,976
658
526
792
12
1,318
Групп.
528
Мелког
р.
11
395
263
13
Индиви
д.
К/У
2,4,6
…15
2,4,6
…15
2,4,6
…15
1,3,5
…7.
9,11,
…15
1,3,5
…15
2,4,6
…15
14
Промежут
Аттестация
(по полугодиям)
16
10,12,14
2,4,6.
8,16
2,4,6,
…16
8,16
15
ЗАЧ
ЕТ
Аудиторные
занятия
(в часах)
8
16
Экзз
мен
Распределение по годам обучения
Итогова
я
16
8
16
16
16
17
18
Консультации
4
4
8
14
62
19
Мелког
р.
*Объем времени вариативной части составляет 32,9% из 40% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия
2
3
5
32
2
Обязательная часть
(Аудиторная в часах)
Музыкальное исполнительство
Фольклорный ансамбль
1
I
Наименование частей, предметных
областей. Разделов и учебных предметов
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Групп.
20
11
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
Учебный план
по общеобразовательной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» 8-летний срок обучения.
Цель обучения – приобретение базового начального специального музыкального образования в области вокального и сценического
искусства. Учебный план, программы и методики ориентированы на развитие музыкальных и сценических способностей и кругозора,
воспитание эстетического вкуса, подготовку наиболее одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие музыкальные,
педагогические учебные заведения.
Индиви
д.
12
1. На обучение по предпрофессиональной образовательной программе «Музыкальный фольклор» (срок обучения 8 лет) принимаются дети в
возрасте от 6 - 7 лет.
2. При реализации ПОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 10
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек; индивидуальные занятия.
Количественный состав групп:
- Сольфеджио, музыкальная литература, народное музыкальное творчество, народная хореография, фольклорный ансамбль - в среднем 10
человек.
3. Учебный предмет «Фольклорный ансамбль» может проводиться следующим образом: ансамбль из обучающихся первых классов;
ансамбль из обучающихся 2–5-х классов; ансамбль из обучающихся 6–8-х классов, смешанный по возрасту ансамбль. В зависимости от
количества обучающихся возможно перераспределение ансамблевых групп (мелкогрупповые – от 4 до 10 человек).
4. Часы для концертмейстера предусматриваются по учебным предметам
по учебному предмету «Фольклорный ансамбль», в объеме 100% аудиторного времени.
- по учебному предмету «Сольное пение» – до 100% аудиторного времени;
5. Основной формой контроля учебной работы обучающихся является промежуточная аттестация, которая оценивает результаты учебной
деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету.
6. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. В соответствии с ФГТ экзамены,
контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ,
письменных работ, устных опросов.
7. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения
учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
8. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме экзамена в рамках
промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки,
которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
9. Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией (экзаменом), которая определяет уровень и
качество освоения выпускниками образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями. Итоговая
аттестация проводится для всех выпускников, освоивших данную образовательную программу в полном объеме, прошедших
промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем учебном году на основании приказа
директора Учреждения к итоговой аттестации.
Примечание к учебному плану
6.
7.
8.
Классы
1– 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
=
=
=
=
=
=
=
=
27.12 – 2.01
=
=
=
=
=
= =
= =
= =
=
=
=
=
=
3– 9
10 – 16
17 – 23
13– 19
20– 26
6– 12
4– 10
11 – 17
18– 24
1–5
6– 12
13 – 19
20 – 26
Январь
24 – 30
Февраль
=
31 –6
7– 13
14– 20
Декабр
ь
21– 27
Март
=
=
=
=
=
=
=
=
28–6
7– 13
14 – 20
21 -27
Ноябрь
Апре
ль
4 – 10
11 – 17
18 – 24
Октяб
рь
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
Э = = = =
РЭ = = = =
р и и
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
Август
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
32
33
33
33
33
Аудиторные занятия
= = = = = = = = 33
= = = = = = = = 33
33
ИТОГО 263
=
=
=
=
=
2– 8
9 – 15
16– 22
23 – 29
=
=
=
=
30.05 – 5.05
6– 12
13– 19
20– 26
э
э
э
э
э
Июль
Июнь
27.06 – 3.07
4 – 10
11- 17
18 – 24
Май
1–7
8– 14
15 – 21
22 – 28
Сентябрь
Промежуточная
аттестация
1
1
1
8
7
1
1
1
1
1
Резерв учебного времени
1
1
-
1
1
1
1
1
2
2
-
итоговая аттестация
25.04. – 1.05
28.03 – 3.04
29.11.- 5.12.
25.10 – 31.10
27.09 – 3.10
13
72
248
17 52
17 52
4 40
18
17
17
17
17
52
52
52
52
52
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Каникулы
1. График образовательного процесса предпрофессиональной программы
25.07 – 31.07
1. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая (включая проведение выпускных и переводных экзаменов).
2. Продолжительность учебного года по предпрофессиональной программе 33 недели, для обучающихся первого класса по 8-летней
программе 32 недели, для обучающихся первого класса по 5-летней программе 33 недели.
График образовательного процесса дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в
области искусств
Всего
Кадровое обеспечение ДПОП «Музыкальный фольклор»
Реализация
ДПОП
"Музыкальный
фольклор"
обеспечивается
педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю
преподаваемого
учебного
предмета.
Доля
преподавателей,
имеющих
высшее
профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33
недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в
остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую,
творческую,
культурно-
просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники Школы проходят не реже чем один раз в три года
профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Преподаватели Учреждения
регулярно осуществляют художественно творческую и методическую работу. К методической
работе преподавателей наряду с разработкой учебно методических пособий, могут приравниваться
следующие формы художественно-творческой деятельности, которые публично представлены,
опубликованы, или имеются в виде аудио- и видеозаписи:
- новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;
- новая концертная программа учащихся класса;
- участие в качестве артиста народного ансамбля в новой концертной программе ансамбля;
- создание произведения музыкального искусства;
- создание переложений, аранжировок и других
форм обработки музыкальных
произведений.
При
реализации
программы
«Музыкальный
фольклор»
необходимо
наличие
концертмейстеров по учебному предмету «Фольклорный ансамбль», «Сольное пение».
Ресурсное обеспечение ДПОП «Музыкальный фольклор»
ДПОП «Музыкальный фольклор» обеспечена учебно-методической документацией и
материалами по всем учебным предметам. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ДПОП «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом каждого обучающегося к
базам данных и библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым
по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
14
Библиотечный
фонд
Школы
укомплектован
печатными
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
изданиями
основной
и
всем учебным предметам, а
также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами,
клавирами
соответствующем
оперных,
хоровых
и
оркестровых
произведений
в
объеме,
требованиям программы «Музыкальный фольклор». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки»
обеспечивается каждый обучающийся.
Материально-технические условия для реализации ДПОП
«Музыкальный фольклор»
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и включают в себя:
- концертный зал со звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- костюмерную;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- учебную- аудиторию- для- занятий- по- учебному предмету «Фольклорный ансамбль»;
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Народное
музыкальное
творчество»,
«Сольфеджио»,
«Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)», оснащены фортепиано, специализированным звукотехническим оборудованием
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, экраном, проектором, ноутбуком,
колонками), учебной
мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами, наглядными пособиями).
Требования и рекомендации к организации и учебно - методическому обеспечении
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработки
системы и критерии оценок.
Оценка качества реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Средства текущего контроля успеваемости: контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов,
опросов.
исполнения концертных программ, письменных работ и устных
Контрольные уроки и зачет в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами учебных занятий.
15
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Учреждения.
Содержание
промежуточной
аттестации
и
условия
ее
проведения
разработаны
Учреждением самостоятельно на основании ФГТ. Учреждением разработаны критерии оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации
обучающихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Освоение
ДПОП
«Музыкальный
фольклор»
завершается
итоговой
аттестацией
обучающихся. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников детской школы искусств,
освоивших ДПОП «Музыкальный фольклор» в полном объеме, прошедших промежуточную
аттестацию по всем учебным предметам
учебного плана и допущенных в текущем году на
основании приказа руководителя Учреждения к итоговой аттестации.
Для обучающихся, освоивших ДПОП «Музыкальный фольклор» с 8- летним сроком
обучения, итоговая аттестация проводится по окончании 8 класса, а при сроке освоения ДПОП
«Музыкальный фольклор» в 8 лет с дополнительным годом обучения – по окончании 9 класса.
При
реализации
ДПО
«Музыкальный
фольклор»
в
сокращенные
сроки
или
индивидуальным учебным планам итоговая аттестация проводится по завершении освоения
указанной программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебных занятий по учебным предметам, в
виде просмотра, показа, постановки, письменного и (или) устного ответа.
Количество выпускных экзаменов и их формы по ДПОП
«Музыкальный фольклор»
установлены согласно ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Фольклорный ансамбль;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальный инструмент.
По
итогам
«удовлетворительно»,
выпускного
экзамена
выставляется
«неудовлетворительно».
Временной
оценка
интервал
«отлично»,
между
«хорошо»,
выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Учреждением самостоятельно, так же
Учреждением разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
16
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
-
умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных
произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи
с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, вокального фольклорного репертуара и
репертуара по учебному предмету «Музыкальный инструмент»;
- достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
-
умение определять на слух, записывать, воспроизводит голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Система контроля и оценки - это регулятор отношений ученика и учебно- образовательной
среды образовательного учреждения. Система оценки результатов обучающего по ДПОП
«Музыкальный фольклор» осуществляется в форме цифрового балла или оценочного суждения по
5 бальной системе.
5 – «отлично»
4 – «хорошо»
3 – «удовлетворительно»
2- «неудовлетворительно»
1- «крайне неудовлетворительно»
Оценка и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся должны
оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
-
насколько достигнуты прогнозируемые результаты освоения ДПОП «Музыкальный
фольклор» каждым обучающимся;
- полноту выполнения образовательной программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всего срока
обучения.
Рекомендуется следующая форма характеристики выступления обучающегося:
1. Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.
2. Музыкальные и двигательные способности.
3. Психологический портрет.
4. Степень заинтересованности в учебе, интенсивность занятий.
17
5. Степень сложности исполняемой программы, ее соответствие учебной программе и
возможностям ученика.
6. Цели и задачи за отчетный период (технические, общемузыкальные, вопросы
психологии).
7. Оценка самого выступления:
Общее впечатление (понравилось - не понравилось и почему)
Справился ученик с задачами или нет, выполнил установки педагога или нет (анализ
причин).
Конкретный исполнительский анализ выступления по следующей
схеме: характер, соответствие стилю, форме, наличие кульминаций, фразировка, штрихи,
артикуляция, качество звукоизвлечения).
Методический анализ выступления: степень сложности (технической и художественной);
методические задачи, стоящие перед учеником при освоении данного музыкального материала;
пути их решения: вспомогательный материал, педагогические приемы.
Предлагаемый системный анализ способен дать полную картину подготовки педагога и его
ученика к выступлению, помочь методической комиссии при выставлении ученику оценки и
выработке методических рекомендаций преподавателю на следующий этап работы.
Оценка должна быть "индивидуальной" и выставляться исключительно ученику, а не
преподавателю и, что самое главное, она является
конструктивной и стимулирует учебный
процесс. Оценки за конкретное выступление ученика и за его работу в процессе подготовки к нему
дополняют и корректируют друг друга.
При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- Оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его
роста.
- Оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических
концертах.
- Другие выступления учащегося в течение года.
Оценка на выпускном экзамене выставляется на основании впечатления от исполнения
выпускной программы и с учетом показателей учащегося, продемонстрированных им на
протяжении всего периода обучения по ДПОП «Музыкальный фольклор»
18
Программы учебных предметов
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01. Фольклорный ансамбль
ПО.01.УП.02. Музыкальный инструмент
ПО.02. Теория и история музыки
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Народное музыкально творчество
ПО.02.УП.03. Музыкальная литература
Вариативная часть
В.01.УП.01. Сольное пение
В.02.УП.02. Сольфеджио
В.03.УП.03. Музыкальная литература
В.04.УП.04. Фортепиано
19