Живопись утверждено 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСЬ
Составлена на основании Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства –
Живопись (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г.
№ 163).

Содержание

1.

Пояснительная записка .................................................................................................. 4

2. Система и критерии оценок, используемые при проведении ...................................... 12
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся .................................................... 12
3. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности
образовательного учреждения ............................................................................................ 13
4. Учебный план ................................................................................................................... 16
5. График образовательного процесса................................................................................ 20
6. Аннотации к программам учебных предметов ............................................................... 2

1. Пояснительная записка
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства «Живопись» (далее – программа «Живопись») является системой
учебно-методических документов, сформированной на основе федеральных государственных
требований (далее – ФГТ) к данной программе в части:
 содержания, структуры и условий реализации программы «Живопись»;
 организации образовательного процесса;
 промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
2. Целью разработки программы «Живопись» является методическое обеспечение
реализации ФГТ к данной программе.
3. Программа «Живопись» учитывает возрастные и индивидуальные особенности
учащихся и направлена на:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском
возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять задания в
соответствии с необходимым уровнем изобразительной грамоты и художественными
традициями;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

изобразительного искусства.
4. Программа «Живопись» разработана с учетом:


обеспечения

преемственности

программы

«Живопись»

и

основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области изобразительного искусства;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
 сохранения образовательных традиций МБУ ДО ДШИ п. Оршанка.
 дополнения вариативными образовательными программами предметов.

5. Программа «Живопись» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- формировать морально-этические нормы поведения.
- формировать в каждом ученике творческую личность, обладающую внутренней
свободой и нравственной ответственностью.
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков
творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
6. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте 7 лет до 9 лет, составляет 8 лет.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность
учебного года составляет: с первого по третий класс – 39 недель, с четвертого по восьмой – 40
недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со
второго по восьмой классы - 33 недели.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 5 лет. При реализации
программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом
классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель.
Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства, может
составляет 33 недели.

быть увеличен на один год. Продолжительность учебных занятий

7. МБУ ДО «ДШИ п. Оршанка» имеет право реализовывать программу «Живопись» по
индивидуальным учебным планам при условии освоения учащимся объема знаний,
приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ к программе «Живопись». В
выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
8. При приеме на обучение, по программе «Живопись», МБУ ДО «ДШИ п. Оршанка»
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к
художественно-исполнительской

деятельности.

Дополнительно

поступающий

должен

представить самостоятельно выполненные художественные работы в разных материалах.
9. Программа «Живопись» является основой для оценки качества образования.
Освоение обучающимися программы «Живопись» завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой МБУ ДО «ДШИ п. Оршанка».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Живопись»
Содержание

программы

«Живопись»

обеспечивает

целостное

художественно

эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения данной программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и
живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:

- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить
их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
- знание различных видов изобразительного искусства;
- знание основных жанров изобразительного искусства;
- знание основ цветоведения;
- знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
- знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умение работать с различными материалами;
- умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки передачи формы, характера предмета;
- наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
- наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Прикладное творчество:
- знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
-

умение

работать

в

различных

техниках:

плетения,

аппликации,

коллажа,

конструирования;
- умение изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объемной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности
-навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- знание оборудования и пластических материалов;

- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
-

умение

принимать

выразительное

решение

постановок

с

передачей

их

эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
-знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
-умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
-знание

основных

элементов

композиции,

закономерностей

построения

художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов
его применения для воплощения творческого замысла;

-умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции ритме,
линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных
работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно- выразительные
возможности;
-умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа.
История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на
формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к
изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать
к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;

- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов
линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись,
композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам вариативной
части должны отражать:
Скульптура:
- знание понятий: скульптура, объемность, пропорция, рельеф, круговой обзор,
характер предметов, плоскость, декоративность, композиция;
- знание оборудования и пластических материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Цветоведение:
- знания основных законов цветоведения;
- знания основных и дополнительных цветов;
- знания основных понятий: тон, насыщенность, светлота (напряженность) цвета;
- знания основных цветов спектра, хроматических и ахроматических цветов.
- умение выполнять упражнения в заданных цветовых гармониях;
- умение получать нужный цвет путём смешивания красок на палитре;
- умение работать с разными материалами.
Компьютерная графика
- знание видов компьютерной графики: векторная и растровая;
- знание основных способов и приёмов работы в графических программах.
- умение представлять изображения в компьютерной графике;
- умение готовить изображения к визуализации;
- умение создавать изображения;

- умение осуществлять действия с изображениями.
Декоративная композиция
- знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного
искусства и художественных промыслов.
- знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
- знание основных признаков декоративной композиции: плоскостность изображения,
выразительность силуэта, локальность цвета, симметрия, асимметрия и др.
- умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
-

умение

использовать

техники

прикладного

творчества

для

воплощения

художественного замысла.
- умение работать с различными материалами.
- навыки заполнения объемной формы узором.
- навыки ритмического заполнения поверхности.
- навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
- наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и
композиционного решения.
- умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
График образовательного процесса.
График образовательного процесса соответствует положениям ФГТ и содержанию
учебного плана в части соблюдения продолжительности учебного года, резерва учебного
времени, аттестаций, каникулярного времени (Приложение 1).
Учебный план.
Учебный план, составленный по предметным областям, включает обязательную и
вариативную части, перечень учебных предметов, их трудоёмкость и последовательность
изучения, а также разделы «Консультации», «Промежуточная аттестация», «Итоговая
аттестация».
Формирование

вариативной

части

основывается

на

исторических

традициях

подготовки кадров в области изобразительного искусства. Вариативная часть дает
возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой
содержанием обязательной части программы «Живопись», получения обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части
определяются МБУ ДО «ДШИ п. Оршанка» самостоятельно. Объём времени вариативной
части, предусматриваемый МБУ ДО «ДШИ п. Оршанка» на занятия обучающихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объёма времени

предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
(Приложение 2).
Аннотации к программам учебных предметов.
Аннотации представлены к программам учебных предметов обязательной части ФГТ.
Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих программ
(Приложение 3).
2. Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Реализация
программы «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые
проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
просмотрам, творческим конкурсам и др.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости учащихся разработаны на основании ФГТ. Созданы фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному
предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании четверти.
Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной образовательным
учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся,
проводимой образовательным учреждением.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные
уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения

учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка,
которая заносится в свидетельство об окончании Детской школы искусств посёлок Оршанка.

3. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности
образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности в ДШИ п. Оршанка создана комфортная развивающая образовательная
среда, обеспечивающая возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного, искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, выставок, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (
выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития
детей.
Творческая деятельность образовательного учреждения
Цель: создание условий для поддержки и активизации личностного роста,
самоопределения и самореализации детей, а также предпрофессиональная подготовка
учащихся, проявивших способности и мотивацию к дальнейшему профессиональному
образованию в области искусств.
Задачи:
- организация

творческой

деятельности детей

путём проведения

творческих

мероприятий, в том числе совместно с другими образовательными организациями;
- создание ситуации успеха как фактора, стимулирующего творческое формирование
личности учащегося;

- приобретение ребёнком комплекса навыков и умений, достаточных для дальнейшего
освоения образовательных программ в профессиональных образовательных организациях.
Формы:
- выставки;
- праздничные мероприятия;
- конкурсы;
- мастер-классы;
- викторины.
Результативность:
- сохранение контингента за счёт вовлечения учащихся в активнуютворческую
деятельность, способствующую укреплению мотивации к обучению;
- развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта учащихся;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- поступление выпускников в сузы и вузы в сфере культуры и искусства.
Методическая деятельность образовательного учреждения
Цель: Совершенствование профессионального мастерства преподавателей как условие
повышения результативности дополнительного предпрофессионального образования в
области изобразительного искусства.
Задачи
Методическая работа включает в себя:
- создание информационного банка учебно-методической литературы по программе
«Живопись»;
- анализ учебного занятия, как метод индивидуальной методической работы;
- обобщение и внедрение в образовательный процесс передового педагогического
опыта;
- разработка содержания и критериев оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости учащихся на основании ФГТ;
- создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки.
Формы:
- педагогический совет;
- методический совет;
- участие в работе межмуниципального методического объединения;
- творческие отчеты преподавателей;

- участие преподавателей в мастер-классах, открытых занятиях по реализации новых
педагогических технологий, семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах;
- самообразование.
Результативность:
- создание преподавателями учреждения методических материалов и представление их
на различных уровнях;
- решение общих проблем и затруднений в сфере дополнительного образования по
итогам обмена опытом с другими учреждениями;
- высокие результаты успеваемости учащихся

Живопись
Всего аудиторная нагрузка
с учетом вариативной части

Художественное творчество
Основы
изобразительной
грамоты и Рисование
Прикладное
творчество
Лепка
Рисунок
Живопись
Композиция станковая
История искусств
Беседа об искусстве
История изобразительного
искусства
Вариативная часть*
(аудиторная в часах)
Скульптура

III

IV

V

VI

VII

VIII

4

2

2

6

2

2

6

2

2

6

5

6

2

2

2

6

6

7

1

1

2
2
1

6

7

8

1

1

2
2
2

7

8

1
9

1

1

2
2
2

7

9

1
10

1

1

3
2
2

8

1
10

1

1

3
2
2

8

10

2,039

98

165

263

196
396
330
297
165
33
132

196

1,611
196

1,874

13

12

11

7,9
13,

2,4,6
7,9
13,

7,9,
11,
13

14

Промежут

Аттестация
(по полугодиям)

6
15
15

2,4,
8..14.
8..-16

15

16

6

2,4,

8.-14

6

16

2,4,

15

Итогова
я

16

17

2

18

Групп.

Консультации

6

2
10
10
6

4

4

19

*Объем времени вариативной части составляет 14% из 40% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия.

ВО.01.УП.02

ВО.01.УП.01

ВО.01.

ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02.

ПО.01.УП.03.

ПО.01.УП.02.

ПО.01.УП.01

ПО.01

3

6

2

Обязательная часть
(Аудиторная в часах)

1

II

Количество недель аудиторных
занятий
32 33 33 33 33 33 33
33

Групп.

Аудиторные
занятия
(в часах)
Мелкогр
.
Индивид
.

Распределение по годам обучения

ЗАЧ
ЕТ

I

Наименование частей,
предметных областей. Разделов и
учебных предметов

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
К/У

«Живопись» 8 летний срок обучения.
Цель обучения – приобретение базового специального образования в области
художественного искусства.
..

Экзз
мен

4. Учебный план

44

Мелкогр
.

Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств

20

Индивид
.

1. На обучение по предпрофессиональной образовательной программе «Живопись» (срок обучения 8 лет) принимаются
дети в возрасте от 6 лет до 8 лет.
2.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые
занятия – от 10 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
3. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучения человека, обеспечиваются
натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени,
отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год.
5. Основной формой контроля учебной работы обучающихся является промежуточная аттестация, которая оценивает
результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии
– по каждому учебному предмету.
6. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. В соответствии с ФГТ
контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров
творческих работ, выставок.
7. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
8. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме
экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
9. Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией (экзаменом), которая
определяет уровень и качество освоения выпускниками образовательных программ в соответствии с федеральными
государственными требованиями. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников, освоивших данную
образовательную программу в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам
учебного плана и допущенных в текущем учебном году на основании приказа директора Учреждения к итоговой
аттестации.

Примечание к учебному плану

2

1

III

IV

V

1
8

8

1

1

1

2
2
2

2
2
2

4

7

7

3

8

1

1

2
2
2

7

5

1
1
9

1

2
2
2

7

6

1
1
9

1

2
2
2

7

7

Количество недель аудиторных
занятий
33
33
33
33
33

II

8

165
66
1,356

231

960
330
330
330
165
33
132

10

Индивид.

1,125

9

Групп.

I
Мелкогр.

Аудиторные
занятия
(в часах)

1,3.9
1,3.9
1,3.9

11

Промежут

Аттестация
(по полугодиям)

2,4,8

2
4,8,10

2,4,8
2,4,8
2,4,8

12

ЗАЧ
ЕТ

Распределение по годам обучения

9
9
9

13

Итоговая

10

10
10
10

14

15

Групп.

4
6

10
10
10

16

40

17

Консультации

*Объем времени вариативной части составляет 15% из 40% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия

Обязательная часть
(Аудиторная в часах)
ПО.01
Художественное творчество
Рисунок
ПО.01.УП.01
Живопись
ПО.01.УЧ.02
Композиция станковая
ПО.01.УЧ.03.
ПО.02.
История искусств
Беседа об искусстве
ПО.02.УП.01
История изобразительного
ПО.02.УП.02.
искусства
ВО.01.
Вариативная часть*
(аудиторная в часах)
Скульптура
ВО.01.УП.01
Живопись
ВО.01.УП.02
Всего аудиторная нагрузка
с учетом вариативной части

Наименование частей,
предметных областей. Разделов и
учебных предметов

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
К/У

«Живопись» 5 летний срок обучения.
Цель обучения – приобретение базового специального образования в области
художественного искусства.

Экзз
мен

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Мелкогр.

Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств

Индивид.

1. На обучение по предпрофессиональной образовательной программе «Живопись» (срок обучения 5 лет) принимаются
дети в возрасте 10-12 лет.
2. При реализации ПОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые
занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
3. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучения человека, обеспечиваются
натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4. Основной формой контроля учебной работы обучающихся является промежуточная аттестация, которая оценивает
результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии
– по каждому учебному предмету.
5. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. В соответствии с ФГТ
контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров
творческих работ, выставок.
6. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
7. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме
экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
8. Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией (экзаменом), которая
определяет уровень и качество освоения выпускниками образовательных программ в соответствии с федеральными
государственными требованиями. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников, освоивших данную
образовательную программу в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам
учебного плана и допущенных в текущем учебном году на основании приказа директора Учреждения к итоговой
аттестации

Примечание к учебному плану

5. График образовательного процесса
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с расписанием занятий,
которое разрабатывается и утверждается МБУДО «Детская школа искусств посёлка Оршанка» на
основании учебных планов.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой (четвертый) классы составляет 39
недель, в восьмом (пятом) классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой (пятый) классы 33 недели. При реализации программы
«Народные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в
восьмом (пятом) классе составляет 39 недель.
С первого по восьмые классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объёме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением
последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные
при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.

1
2
3
4
5

Классы
Сентябрь

1–4
5– 11
12 – 18
19 – 25
26.09 – 2.10

Октяб
рь

3– 9
10– 16
17– 23
=
=
=
=
=

Ноябрь
Декабр
ь

5– 11

=

=
=
=
=

26.12 – 1.01

=

=
=
=
=

Январь

= =

Февраль
Март

=
=
=
=
=

Апре
ль

р
р
р
р
р

Май

э
э
э
э
ш
Ш

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

Примерный график образовательного процесса

27.03 – 2.04

24.04. –30.04

1. График образовательного процесса предпрофессиональной программы

24.10 – 30.10
31– 6
7 – 13
14 – 20
21– 27
28.11.- 4.12.

12– 18
19– 25
2– 8
9 – 15
16 – 22
23– 29

30 – 5
6 – 12
13 – 19
20– 26

27 – 5
6 – 12
13 – 19
20 – 26
3–9
10 – 11
12 – 23
1– 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.05 – 4. 06

5 – 11
12 – 18
19 – 25

=
=
=
=

26.06 – 2.07

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июль

3–9
10 – 16
17 – 23

=
=
=
=

24.07 – 30.07

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
32
33
33
33
33

4

1
1
1
1
-

5

1
1
1
1
1

2

2

72

18
17
17
17
4

248

52
52
52
52
40

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

ИТОГО 165

=
=
=
=

Август

31.07 – 6.08
7 – 13
14 – 20
21 – 27
Аудиторные занятия
Промежуточная
аттестация

Резерв учебного времени
итоговая аттестация

Каникулы
Всего

=
=
=
=
=

=
=
=

6.
7.
8.

Сентябрь

1
2
3
4
5

Классы
1–4
5– 11
12 – 18
19 – 25
26.09 – 2.10
Октябр
ь

3– 9
10– 16
17– 23
24.10 – 30.10

Декабр
ь

5– 11

=
=
=
=

Январь

=
= =
= =
= =

=

=
=
=
=

26.12 – 1.01

= =

Февраль
Март

=
=
=

=
=
=
=
=

27.03 – 2.04
Апре
ль

24.04. –30.04

э
э
э
э
э
=

=
=
=
=

Э=
Р Э=
р и и

Май

1. График образовательного процесса предпрофессиональной программы

Ноябрь

31– 6
7 – 13
14 – 20
21– 27
28.11.- 4.12.

12– 18
19– 25
2– 8
9 – 15
16 – 22
23– 29

30 – 5
6 – 12
13 – 19
20– 26

27 – 5
6 – 12
13 – 19
20 – 26
3–9
10 – 11
12 – 23
1– 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.05 – 4. 06

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

26.06 – 2.07

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июль

=
=
=
=
=

24.07 – 30.07

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

Август

=
=
=
=
=
32
33
33
33
33

1
1
1

8

7

1
1
1
1
1

1
1
-

1
1
1
1
1

2
124

18
17
17
17
17

- 17
- 17
2 4

-

404

52
52
40

52
52
52
52
52

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

= = = = = = = = = = = = 33
= = = = = = = = 33
= = =
33
263
ИТОГО

=

=
=
=
=

Июнь

5 – 11
12 – 18
19 – 25
3–9
10 – 16
17 – 23

31.07 – 6.08
7 – 13
14 – 20
21 – 27

Ау
ди
то
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного времени
итоговая аттестация

Каникулы
Всего

6. Аннотации к программам учебных предметов
Обязательной части ФГТ к программе «Живопись»
1. Основы изобразительной грамоты и рисование (ПО.01.УП.01)
2. Прикладное творчество (ПО.01.УП.02);
3. Лепка (ПО.01.УП.03);
4. Живопись (ПО.01.УП.04);
5. Рисунок (ПО.01.УП.05);
6. Композиция станковая (ПО.01.УП.06);
7. Беседы об искусстве (ПО.02.УП.01);
8. История изобразительного искусства (ПО.02. УП.02)
9. Пленэр (ПО.03. УП.01)
10.Скульптура (В.01)
11.Цветоведение (В.02)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований (далее в тексте ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным образовательным программам в области изобразительного искусства
«Живопись»

и

«Декоративно-прикладное

искусство»

Учебный

предмет

«Основы

изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов
предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство». Он
является

базовой

составляющей

в

последующем

изучении

предметов

в

области

изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух
разделов – графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в
каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей
детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности
поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что
позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов,
данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной
деятельности. Программа имеет циклическую структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Прикладное творчество»
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований (далее по тексту ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративно-

прикладное

творчество».

Программа

учебного

предмета

«Прикладное

творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы с
различными материалами и техниками, на выявление и развитие творческих способностей
каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через
пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием
которой являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и
спланированные

по

степени

деятельностью,

дети,

на

сложности.

протяжении

В

заданиях,

всего

курса

связанных
обучения,

с

изобразительной

учатся

организовать

композиционную плоскость сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать
внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о многообразии этого вида
творчества, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об
окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет
важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Учитывая возраст детей,
программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр
тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,
выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки,
обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со
специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Профессионально

-

прикладной

тип

предмета,

обеспечивает

формирование

профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства,
плодотворно воздействует на развитие художественной одарённости обучающихся.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Лепка»
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное
творчество». Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование

детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части
предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в
области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей
об окружающем мире. Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а
именно:

«Основы

изобразительной

грамоты»,

«Прикладное

творчество»,

«Лепка»

-

взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки,
полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения
предмета «Скульптура». Особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в
разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует
индивидуальную творческую деятельность учащихся. Программа составлена в соответствии с
возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Учебный предмет «Лепка»
реализуется при 8- летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Живопись»
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративно-прикладное творчество». Содержание программы отвечает целям и задачам,
указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии
нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой
гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям.
Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой
композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие
элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны
требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись»
ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Рисунок»
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Рисунок» является неотъемлемой
частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись» и разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания,
система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти
задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения
форм природы и овладеть навыками графического изображения. Актуальность данной
программы заключается в том, что приоритетное значение её направлено на воспитание у
обучающихся чувства целостного восприятия натуры и её места в окружающем мире, развитие
профессионального

видения.

последовательность,
реалистической

основанная

школы

профессиональную

Отличительной
на

методиках

рисунка,

подготовку

особенностью

в

программы

преподавания

которая

формирует

у

области

изобразительного

и

является

традициях

обучающихся
искусства

её

русской

начальную
и

является

подготовительным звеном для продолжения художественного образования в СУЗах и ВУЗах.
Цели, задачи и содержание обучения рисунку для каждого этапа обучения предполагают
постепенное усложнение содержания занятий, направленных на формирование умений и
навыков

рисунка.

Преемственность

методов

обучения,

последовательность

в

предпрофессиональной подготовке обучающихся включают определенные требования к
уровню усвоения знаний, умений и навыков по рисунку. Непрерывные систематические
занятия по анализу натуры на всех этапах художественного образования являются
необходимым условием для осуществления преемственности методов обучения рисунку.
Целенаправленность программы и преемственность методов обучения рисунку позволяет
повысить качество специальной подготовки обучающихся, необходимое для становления
специалиста художественного профиля.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Композиция станковая»
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение обучающимися
знаний,

умений

и

навыков

по

выполнению

живописных

работ,

получению

ими

художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие ученика. Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественноэстетическое развитие личности обучающихся на основе приобретенных ими в процессе

освоения

программы

учебного

предмета

«Композиция

станковая»

художественно-

исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных
детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в средние и
высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
- развитие интереса обучающихся к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами
композиции;
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
- обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительным материалом:
набросками, этюдами, эскизами;
- приобретение опыта анализа художественных произведений с точки зрения их
композиционного строя;
- развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального обучения.
Актуальность настоящей программы заключается в тесной связи содержания программы
с современными требованиями по развитию творческого потенциала и художественных
способностей обучающихся. Приоритетное значение данной программы – формирование
устойчивого интереса к изобразительному искусству. Рабочая образовательная программа
«Композиция станковая» профессионально ориентирована на выявление творческих и
профессиональных возможностей обучающихся в области изобразительного искусства.
Решение предпрофессиональных задач обучения определяет возможные пути продолжения
обучения выпускников в средних и высших учебных заведениях по профилю изобразительного
искусства.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Беседы об искусстве»
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Логика
построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие
ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях

искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе
развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность
понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий
программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе
с школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с
просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки,
посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. При реализации
программ «Живопись», с нормативным сроком обучения 8 лет, учебный предмет «Беседы об
искусстве» осваивается 1 год.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«История изобразительного искусства»
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на
основе

и

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись». Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение
духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся
личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями. Содержание учебного предмета
«История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов
«Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся
должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и
время, свой «пульс» (энергия) - ритм - та сила сплочения, которая обеспечивает живое
единство, единство смысла. Изображать - значит устанавливать отношения, связывать и
обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового - как
органического целого, как выразительно-смыслового единства.
Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения
композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как
деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические
знания в художественно-творческой деятельности.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Пленэр»
Пленэрная практика является составной частью образовательного процесса в детской
школе искусств. Она дает возможность обучающимся понять, что мир человека и мир природы
объединяются множеством изменчивых связей. На пленэре дети учатся изображать
окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и
естественную освещенность. Выполнение этих сложных, даже для профессионального
творчества задач ,связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь
необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции).
Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Во время пленэра
обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой
природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого
пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы,
равновесия, плановости. На пленэре обучающиеся изображают архитектурные мотивы,
городские и сельские пейзажи, при этом длительные задания чередуются с кратковременными,
а живописные работы - с работами по рисунку.
При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог должен
учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. В данной
программе представлен подробный перечень заданий, определен характер каждого из них, а так
же материал и время выполнения.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Скульптура»
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Скульптура» дает возможность
расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является
одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа рассчитана на то, чтобы развивать профессиональные навыки в объемнопространственном изображении материальных предметов, понимать пластику как технику
скульптуры из мягких материалов и как конкретные особенности и достоинства произведений,
пластический язык. Понимать особенности скульптуры она обладает осязательными,
реальными объемами, трехмерной формой, весомостью, глубиной, округлостью, массой.
Познакомить учащихся с разными формами, видами и жанрами скульптуры: круглая
скульптура

и

рельеф;

станковая

и

декоративная;

портрет,

изображение

животных

(анималистический жанр), скульптурная группа, которая объединяет несколько фигур,
связанных единым художественным замыслом, общностью сюжета и пластики.
Через сюжет изображаются поступки, состояния, характеры людей, исторические
события, бытовые жанровые сцены, но запечатленное в скульптуре действие длится не более
мгновения, поэтому чрезвычайно важно найти наиболее выразительный момент. Задания
построены в методической последовательности: работа с натуры, по наблюдению и зарисовкам,
композиционные работы, так чтобы выработать навыки работы в материале, дать понятие о
специфике художественных средств, познакомить учащихся с основами композиции в круглой
скульптуре, рельефе, декоративно-прикладных произведениях.
Аннотация к рабочей вариативной программе учебного предмета
«Цветоведение»
Основной целью предмета «Цветоведение» является выработка умения обучающимися
владеть цветом в сочетании с любой формой и любым пространством. Занятия по
цветоведению проводятся в тесной взаимосвязи с другими предметами учебной программы, с
живописью и композицией. Некоторые задания перекликаются между собой для закрепления
информации, так как знания по этому предмету так же важны, как и знание нотной грамоты для
учеников музыкальной школы. В процессе обучения необходимо сохранить и развить
характерные для детей свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения,
эмоциональное отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой
натуре найти источник выразительности. Данный курс направлен на воспитание у учащихся
художественного

вкуса,

творческого

потенциала и развитых

умений

и навыков в

художественной практике. Построена программа на постепенном усложнении заданий и
закреплении полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий. Навыки,
полученные в течение года обучения по предмету «Цветоведение», помогают освоить основные
профессиональные понятия, приобрести необходимые знания, закрепить на практике вариации
смешения цветов для воплощения замысла.
Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические
навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и
формируют представление детей о роли искусства в жизни общества. Актуальность и новизна
программы «Цветоведение» состоит в ее направленности на создание условий для развития
творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание
человека

любящего

и

понимающего

искусство

постепенно

осознается

важнейшей

приоритетной задачей современного общества. Программа рассчитана на один год обучения по
одному часу в неделю. Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой
основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти
к следующему этапу художественного обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».